Отношение жителей Смоленской области к экономическому кризису

83,2% жителей Смоленской области испытали на себе влияние экономического кризиса


В конце июня-первой половине июля 2009 г. проведено социологическое исследование, посвященное изучению отношения населения Смоленской области к экономическому кризису. Объем выборки – 500 человек. Квотная выборка репрезентирует население области по полу, возрасту и территориальному признаку. Метод сбора информации — личное интервью. География исследования – г. Смоленск, районы Смоленской области (Духовщинский, Кардымовский, Руднянский, Хиславический, Ярцевский), включая районные центры и сельскую местность.

Как показали результаты исследования, большинство жителей Смоленской области испытали на себе влияние экономического кризиса. В целом 83,2% опрошенных заявили о том, что их в той или иной степени затронул экономический кризис. Среди них 46,4% ответили, что экономический кризис затронул их незначительно, 28,8% — ощутили значительное влияние кризиса, а 8,0% признали влияние кризиса, но затруднились определить степень этого влияния. Лишь 13,8% отметили, что экономический кризис их не коснулся, а 3,0% затруднились дать какой-либо определенный ответ.

Лично  Вас затронул или не затронул экономический  кризис? в %
Нет, не затронул 13,8
Затронул незначительно 46,4
Затронул значительно 28,8
З/о значительно или незначительно 8
З/о затронул или не затронул 3
Итого 100

Хотя более четверти респондентов (27,2%) затруднились оценить продолжительность кризиса, довольно значительное число жителей области настроено оптимистично в своих оценках продолжительности экономического кризиса. Более 40% опрошенных полагают, что длительность кризиса не превысит трех лет: 31,8% опрошенных считают, что кризис продлится 2-3 года, 9,8% — 1 год. В то же время чуть более четверти опрошенных (26,8%) склонны считать, что длительность кризиса составит более 3-х лет. Лишь 4,4% жителей области заявили, что кризис будет продолжатся от 8 до 10 лет.

Одним из последствий экономического кризиса является инфляция. Поэтому респондентам был задан вопрос о росте цен на основные продукты питания, товары и услуги. Как показал проведенный опрос, большинство опрошенных (91,8%) заметили тенденцию роста цен, но интенсивность этого роста оценивалась жителями области по-разному. 34,6% считают, что цены выросли очень сильно, 38,4% — умеренно, 13,0% — незначительно. 5,8% не смогли определить, в какой степени выросли цены на продукты питания, товары и услуги, и лишь 2,4% отметили, что никакого роста цен нет.

В вашем городе (селе) за последний месяц цены на основные продукты питания, товары и услуги в целом выросли или не выросли? И если выросли, то очень сильно, умеренно или незначительно? в %
Не выросли 2,4
Выросли очень сильно 34,6
Выросли умеренно 38,4
Выросли незначительно 13,0
З/о в какой степени выросли 5,8
З/о выросли или не выросли 5,8
Итого 100

В условиях инфляции и снижения уровня жизни естественным компонентом потребительского поведения становится экономия финансовых ресурсов. Почти четверть опрошенных (24,6%) вынуждена экономить на всем. Однако 18,6% заявили, что вообще не стали экономить. Большинство жителей области (20,6%), в первую очередь, отказались от развлечений и отдыха. 15,4% стали экономить на продуктах питания, 9,4% — на косметике, 7,0% — на лекарствах, 5,4% — на бензине, 4,6% — на коммунальных услугах.

Результаты исследования продемонстрировали, что наиболее уязвимыми группами населения области в условиях экономического кризиса являются женщины, лица старшего возраста и не имеющие высшего образования. Эти группы находятся в менее выгодном положении на рынке труда и соответственно в худшем финансовом положении и в условиях стабильного развития экономики. Экономический кризис лишь обострил их положение и сделал его более заметным и ощутимым.

Женщины оказались более чувствительны к экономическому кризису, нежели мужчины. Если среди проживающих на территории Смоленской области мужчин 18,0% ответили, что их не затронул экономический кризис, то среди женщин таких оказалось на 7,7% меньше – 10,3%. Женщины оказались более чувствительны и к росту цен. Женщины в больше степени склонны отмечать рост цен как весьма существенный – 39,7% опрошенных женщин и 28,5% мужчин ответили, что цены «выросли очень сильно».

Примерно равное число мужчин и женщин ответили, что экономят на всем (21,1% и 20,9% соответственно), экономят на продуктах питания (12,6% и 13,5% соответственно), коммунальных услугах (4,5% и 3,5% соответственно). Однако все же в условиях кризиса женщины показали себя более рациональными, рачительными и экономными, чем мужчины. Если среди мужчин 22,0% не стали экономить во время кризиса, то среди женщин таких почти в два раза меньше – 11,5%.

В последнее время Вы стали или не стали экономить на чем-либо, на чем раньше не экономили? И если да, то на чем именно Вы стали экономить? Женщины Мужчины
Не стал 11,5 22,0
Бензин 1,2 9,3
Коммунальные услуги 3,5 4,5
Косметика 12,6 1,6
Лекарства 7,6 3,7
Продукты питания 13,5 12,6
Развлечения, отдых 18,8 15,9
Другое 2,4 0,8
Экономлю на всем 20,9 21,1
Затрудняюсь ответить 7,9 8,5
Итого 100,0 100,0

Исследование показало, что чувствительность к последствиям экономического кризиса увеличивается вместе с возрастом – чем старше респондент, чем более негативно он склонен воспринимать последствия кризиса и наоборот. Так, среди жителей области в возрасте от 18 до 29 лет 25,5% заявили, что их не коснулся экономический кризис, тогда как среди лиц в возрасте 30-49 лет и 50 лет и старше таких соответственно 8,1% и 8,9%. Молодежь не склонна рассматривать последствия кризиса как очень ощутимые. Лишь 17,2% молодых людей ответили, что кризис серьезно сказался на их образе жизни. Среди старших возрастных групп – 30-49 лет и 50 лет и старше таких 32,4% и 36,3% соответственно.
Более молодые жители Смоленской области менее чувствительны и к росту цен. Так, если среди респондентов в возрасте 50 лет и старше 43,0% считают, что цены выросли очень сильно, среди лиц в возрасте 30-49 лет – 36,2%, то среди молодежи – 24,2%. Молодые люди в возрасте 18-29 лет более расточительны. Среди них почти треть (29,4%) не стала экономить. Среди лиц в возрасте 30-49 лет не экономят 14,6%, а среди тех, кому 50 лет и старше – 5,9%.

Исследование показало, что чем выше уровень образования, тем менее жители области склонны воспринимать последствия кризиса для себя в мрачных тонах. Так, среди лиц с высшим образованием лишь 18,3% считают, что кризис затронул их значительно, в то время, как среди имеющих среднее и среднее специальное образование таких 32,5% и 36,2%. Аналогично распределились и оценки роста цен. С понижением уровня образования возрастает число жителей Смоленской области, склонных считать, что цены выросли очень сильно. Среди жителей области со средним образованием в этом уверены 48,2%, среди имеющих среднее специальное образование – 36,7%, среди тех, кто закончил вуз – 28,3%.

Уровень образования оказывает влияние на потребительское поведение жителей области. Чем ниже уровень образования, тем более склонны респонденты экономить на всем – среди лиц со средним образованием это делают 37,4%, со средним специальным – 19,3%, с высшим – 15,2%.

Уровень образования
В последнее время Вы стали или не стали экономить на чем-либо, на чем раньше не экономили? И если да, то на чем именно Вы стали экономить? Среднее Среднее специальное Высшее Затрудняюсь ответить /отказ от ответа
Не стал 6,1 14,8 20,6 31,6
Бензин 1,0 4,9 5,9 5,3
Коммунальные услуги 7,1 5,3 1,0 0,0
Косметика 3,0 10,2 7,8 5,3
Лекарства 6,1 6,8 4,4 10,5
Продукты питания 19,2 13,6 9,8 10,5
Развлечения, отдых 14,1 17,0 20,6 10,5
Другое 0,0 1,9 2,5 0,0
Экономлю на всем 37,4 19,3 15,2 21,1
Затрудняюсь ответить 6,1 6,1 12,3 5,3
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0