Читательские практики студенческой молодежи региональных вузов

Читательские практики студенческой молодежи региональных вузов (на примере Смоленской области)


Опубликовано в журнале: Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. №12. 

С целью изучения особенностей читательской активности, ее форм, читательских предпочтений и факторов, влияющих на чтение студенческой аудитории, в марте-апреле 2016 г. был проведен социологический опрос среди студентов 1 и 4 курсов академического бакалавриата Смоленского государственного университета и Университета машиностроения в г. Рославле Смоленской области. Выборка серийная (сплошной опрос внутри серий). Метод сбора первичной социологической информации – анкетирование. Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS. Инструментарий подготовлен с использованием методических разработок отечественных социологов, обращавшихся к изучению чтения.  Анкета включала три блока вопросов: отношение к чтению и формы читательской активности; читательские предпочтения студенческой молодежи; источники получения книг.

 

Отношение к чтению и формы читательской активности студенческой аудитории

Подавляющее большинство студентов выразило положительное отношение к чтению. С утверждением «Мне нравится читать» согласился 91,1% респондентов. Незначительная часть (16,8%) студентов отметила, что чтение вызвано «производственной» необходимостью – требованиями учебного процесса (таблица 1). Не исключено, что высокий уровень положительного отношения к чтению обусловлен некоторой неискренностью ответов, связанной с методикой проведения опроса. Самозаполнение анкет в учебной аудитории могло стать причиной смещения мнения в сторону общественного мнения. Однако такое смещение показывает признание студентами позитивной ценности чтения.

Таблица 1.

Вы согласны или не согласны со следующими суждениями? в %
«Мне нравится читать» «Я читаю потому, что этого требуют преподаватели и родители» «Не люблю читать, скучное занятие» «Чтение никому не нужно»
Согласен 91,1 16,8 4,0 5,0
Не согласен 8,9 83,2 96,0 95,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Чтение не является процессом, отвечающим только утилитарным интересам студенчества. Чтение побуждает к тому, чтобы делиться впечатлениями, образами, идеями после прочтения. Больше  половины (67,3%) студентов обсуждает прочитанное с друзьями, каждый третий (29,7%) – с родителями, каждый десятый (11,4%) – с преподавателями. Это показывает, что культура чтения и отношение к чтению формируется под влиянием первичных групп, тех людей, отношения с которыми характеризуется меньшей социальной дистанцией по сравнению с преподавателями вузов (таблица 2).

Таблица 2.

Обсуждаете ли Вы с кем-либо то, что прочитали, или самое интересное из прочитанного, и если да, то с кем чаще всего?, в %
С друзьями 67,3
С родителями 29,7
С коллегами 7,4
Обсуждаю в Интернете: в ЖЖ, блогах, на форумах и пр. 6,9
С преподавателями в вузе. 11,4
Другое 1,5
Практически ни с кем не обсуждаю 25,2

Сумма ответов превышает 100%, т.к. респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов.

Как показало проведенное социологическое исследование, у студенчества Смоленской области лидирующее место по регулярности чтения занимает Интернет. Его отметили 73,8% опрошенных (таблица 3). Это обусловлено высокой степенью вовлеченности молодежи в интернет-коммуникации [2].

Таблица 3.

Как часто Вы читаете….  в %
Книги Газеты Журналы Интернет-сайты
Постоянно 36,1 8,4 14,4 73,8
От случая к случаю 59,9 47,5 67,8 24,2
Никогда 4,0 44,1 17,8 2,0
Итого 100 100 100 100

Одним из факторов регулярности чтения книг является семья. С увеличением количества книг  в домашней библиотеке увеличивает и доля тех, кто читает книги постоянно (таблица 4). Также среди тех, кто обсуждает прочитанное с родителями, почти половина (45,0%) студентов читают книги постоянно, тогда среди тех, кто обсуждает итоги чтения с друзьями, преподавателями вуза, на форумах в Интернете и т.д., таких студентов около трети.

Таблица 4.

Сколько приблизительно книг имеется в Вашей домашней библиотеке? в %
Не имею книг дома До 100 книг 100–300 книг 300–500 книг 500–1000 книг Свыше 1000 книг
Чтение книг
Постоянно 28,6 29,1 36,5 39,3 54,5 87,5
От случая к случаю 57,1 66,7 59,7 60,7 36,4 12,5
Никогда 14,3 4,2 3,8 0,0 9,1 0,0

Другим фактором является фактор экономический. Чем выше доход, тем большее число студентов склонны читать книги. Среди студентов из низкодоходных семей постоянно читают книги 15,4%, тогда как среди студентов из семей с высоким достатком таких 27,3%. Данная тенденция проявляется в регулярности чтения газет и журналов. Исключение составляют интернет-сайты, использование которых одинаково велико в группах с разным уровнем дохода (таблица 5).

Таблица 5.

Постоянно читают, в % Мы едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты На  продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Но затруднительно приобретать действительно  дорогие вещи Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки — квартиру, дачу и многое другое
Книги 15,4 12,5 38,8 40,2 27,3
Газеты 7,7 5,0 8,5 36,4
Журналы 7,7 8,8 22,0 18,2
Интернет-сайты 92,3 62,5 63,8 81,7 92,3

Проведенный опрос показал, что среди опрошенных студентов лишь 22,8% за последний год стали читать больше. Треть опрошенных (32,2%) читают столько же, сколько и год назад, а чуть более трети (35,1%) стали читать меньше. 8,4% практически перестали читать, 1,5% затруднились дать ответ. Как и предполагалось, увеличение объема чтения за последний год чаще склонны отмечать студенты 1 курса (25,6%), нежели 4-го (17,8%). Это можно объяснить большей вовлеченностью первокурсников в учебный процесс по сравнению со старшекурсниками, уже прошедшими стадию ознакомления с вузом, особенностями обучения, правилами и внутренним распорядком вуза и т.д.

О роли учебного процесса в формировании целей и мотивов чтения студентов свидетельствует тот факт, что на втором месте (65,3%) среди целей чтения находится выполнение учебных заданий (Рис 1).

Рис.1. Сумма ответов превышает 100%, т.к. респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов

Меньше стали читать студенты из семей с низким доходом – 30,8%. Среди представителей богатых семей таких в два раза меньше – 18,2%. Отсутствие должной финансовой подпитки студента со стороны семьи побуждает совмещать работу и учебу [6, С. 167], что приводит к сокращению необходимого для чтения свободного времени. Это касается регулярности чтения, объема чтения и посещения библиотеки. Большинство студентов с низким доходом (42,9%) в качестве причины отказа от пользования библиотекой  называют отсутствие времени, тогда как среди студентов с высоким доходом данный ответ не выбрал ни один респондент.

 

Читательские предпочтения студенческой молодежи

Подавляющее число студентов, принявших участие в исследовании, читают,  прежде всего, художественную литературу. Второе место занимает литература, необходимая для учебного процесса. На третьем месте специальная, профессиональная литература. (Рис. 2).

Рис. 2. Сумма ответов превышает 100%, так как респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов.

В структуре предпочтений художественной литературы тройку лидеров составляют: классическая русская литература, фантастика и классическая зарубежная литература (Рис. 3).

Рис. 3. Сумма ответов превышает 100%, так как респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов.

Среднее количество книг художественной литературы, прочитанных студентами за последние три месяца, составило 2,5. Сравнение этого показателя по курсам показывает, что на первокурсника в среднем приходится 2,6 книги художественной литературы, прочитанных за последние три месяца, а на студента четвертого курса – 2,1. Данное различие обусловлено особенностями учебного процесса. В конце учебного года, когда проводился опрос, чтение студентов четвертого курса фокусируется на научной литературе, необходимой для подготовки к защите выпускной квалификационной работы.

Результаты проведенного опроса показывают, что большинство студентов (62,4%) предпочитает читать печатные издания. Электронный формат назвали около трети респондентов (31,2%). Аудиформат выбрали 1,5%, другие виды чтения – 1,0%, затруднились с выбором приоритетов – 4,0%.

По сравнению с электронной преимущества печатной книги студенты смоленских вузов видят в ее эргономичности и психологическом комфорте, который доступен такому виду чтения. Для 33,2% респондентов бумажная книга удобнее электронной. 31,8%  подчеркнули, что книгу в бумажном виде приятно держать в руках, для 17,1% бумажная книга привычнее электронной. 13,8% обосновали предпочтения печатной книги вредом чтения электронной книги для здоровья, 2,3% студентов выбирают бумажную книгу, когда невозможно найти необходимую литературу в электронном виде. Другие причины указали 1,8%.

Выбор электронной книги обусловлен преимущественно прагматическими интересами студенчества и в меньшей степени психологическим удовольствием от электронного чтения. Половина опрошенных студентов отметила, что электронное чтение более доступно (52,1%). Четвертая часть удобство электронной книги видит в том, что она занимает немного места (24,5%). 14,9% отдают предпочтение электронной книге, если нет возможности найти книгу в печатном виде. Менее десяти процентов (6,4%) отметили удобство электронной книги, 2,2% затруднились ответить.

Однако, если говорить не о предпочтениях, а о практике чтения, картина меняется. Половина студентов (49,5%)  в течение последнего года постоянно читала не печатные издания, а книги и материалы на компьютере, планшете, е-ридере (таблица 6).

Таблица 6.

Как часто вы в течение последних 12 месяцев в свободное время читали… в %
Книги, другие материалы отпечатанные типографским образом? Копии книг, другие материалы отпечатанные на принтере, на ксероксе? Книги, другие материалы на компьютере, планшете, е-ридере? Слушали аудиокниги?
Постоянно 30,2 8,9 49,5 7,9
Время от времени 57,4 33,2 38,6 29,2
Никогда 7,4 40,1 5,4 52,5
Затрудняюсь ответить 5,0 17,8 6,4 10,4
Итого 100 100 100 100

Таким образом, студенческая молодежь ориентирована на традиционные носители информации для чтения, а в реальности практикует чтение с электронных носителей, что связано с учебным процессом, требующим ежедневного ознакомления с учебной и научной литературой при подготовке к занятиям, а также необходимостью оперативного поиска материала в  образовательных целях. В такой ситуации свободный (везде, в любое время суток без ограничений) доступ к информации через Интернет представляется более привлекательным, нежели посещение библиотеки или книжного магазина. Последнее требует больших по сравнению с онлайн-чтением временных и финансовых затрат. Расхождение между привлекательностью печатных изданий и практикой использования электронных носителей также можно объяснить существующим у современного читателя  опытом «поверхностного» онлайн-чтения поисково-справочного характера. Подобная практика не позволяет рассматривать чтение электронной литературы как серьезный и глубокий процесс и препятствует развитию соответствующих навыков чтения [12].

Источники получения книг

Среди источников получения книг у более половины студенческой аудитории лидирует Интернет. На вопрос «Где Вы обычно берете книги, которые Вас интересуют?» 57,9%  респондентов выбрало ответ «Скачиваю» из Интернета, читаю в Интернете». На втором месте покупка книг (42,6%). Библиотека оказалась на третьем месте. Ее назвали 35,1% студентов. (Рис. 4).

Рис. 4. Сумма ответов превышает 100%, так как респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов.

Интернет как источник получения книг является основной причиной отказа студентов Смоленской области от пользования библиотекой. 35,4% опрошенных студентов назвали более предпочтительной возможность скачивания книг из Интернета, чтение в Интернете. Покупка книг как альтернатива библиотеке упоминается 16,2% респондентов. (Рис. 5).

Рис. 5.

Следует обратить внимание на то, что каждый пятый (20,8%) студент затруднился дать ответ на вопрос о причинах отказа от обращения в библиотеку. Вероятно, библиотека находится вне поля зрения этой части студенческой аудитории, не способной сформулировать четкую позицию по данному вопросу, что отвечает тенденциям утраты интереса к массовой библиотеке в постсоветский период развития российского общества [3, 4].

Библиотеки перестают быть центрами чтения, возникает вопрос об их модернизации, о превращении библиотек в культурно-информационные центры, о разработке маркетинговых стратегий привлечения читателей, коммерциализации библиотечных услуг, внедрении новых информационно-коммуникационных технологий и дигитализации библиотечных фондов [3, 5, 9]. С развитием Интернета и его распространением библиотеки становятся местом, которое посещают в том случае, когда читательские запросы студентов не в полном объеме могут быть удовлетворены посредством обращения к онлайн-материалам. Это в первую очередь студенческая учебная и научная деятельность. В то же время в условиях обострения экономических проблем библиотека становится средством удовлетворения читательских потребностей студентов из менее обеспеченных семей, которые не всегда имеют возможность купить нужные книги или использовать более продвинутые и соответственно более дорогие гаджеты, позволяющие компенсировать работу в ситуации отсутствия персонального компьютера. Так, среди студентов из малообеспеченных семей, четверть (26,1%) берет интересующие их книги в библиотеке, тогда как среди студентов из семей с высоким доходом – 11,8%.

У большинства респондентов (82,%), которые покупают книги, основное место покупки  – это различные по размерам книжные магазины (небольшие книжные магазины – 39,5%, крупные книжные магазины, супермаркеты – 43,0%). Лишь 14,0% студентов покупает книги в Интернет-магазинах. В отличие от интернет-покупки посещение книжного магазина предполагает «контакт» с книгой. В магазине книгу можно подержать в руках, полистать, почитать, и, ознакомившись с тем или иным изданием, сделать необходимый выбор. Поэтому две трети приобретаемых книг в книжных магазинах являются незапланированной заранее покупкой [7, С. 43].

Ограничивающим покупку студентами книг является экономический фактор. Если среди студентов из малообеспеченных семей покупают книги 17,4%, то среди студентов из семей с высоким достатком таких почти вдвое больше – 29,4%. При этом скачивают из Интернета примерно равное число студентов из указанных двух групп, выделенных по доходу — 39,1% и 41,2% соответственно (таблица 7).

Мы едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты На  продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Но затруднительно приобретать действительно  дорогие вещи Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки — квартиру, дачу и многое другое
Где Вы обычно берете книги, которые Вас интересуют?  в %
В библиотеке 26,1 15,4 24,6 20,7 11,8
Покупаю в магазинах и на книжных рынках, в ларьках и в Интернете. 17,4 15,4 25,4 27,4 29,4
«Скачиваю» из Интернета, читаю в Интернете 39,1 30,8 30,6 37,8 41,2
Беру из своей домашней библиотеки 0,1 0,0 0,7 0,0 0,0
Беру почитать у друзей, знакомых, родственников. 13 38,4 14,9 14,1 17,6
Затрудняюсь ответить 4,3 0 3,8 0 0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Преодоление сдерживающего действия экономического фактора становится возможным благодаря Интернету, который компенсирует негативные тенденции на книжном рынке, возникающие вследствие кризисных явлений в экономике. В условиях роста цен на книжную продукцию удовлетворение запросов читающей публики осуществляется посредством диверсификации читательских практик, одной из форм которой является переориентация на онлайн-чтение. Помимо этого Интернет нивелирует различия в практиках чтения у студентов, обучающихся в вузах областного и районного центров. Предполагалось, что на чтении студентов филиала московского вуза в г. Рославле Смоленской области должно сказываться слабое развитие книжного рынка районного города, вызванное более низким уровнем доходов населения и малочисленностью групп, испытывающих потребность в активном чтении и покупке книжной продукции. По данным сервиса «Яндекс.Карты», в г. Смоленске насчитывается 19 стационарных книжных магазина, в г. Рославле — 3. Результаты поиска в maps.google.ru показывают меньшее число  — 15 и 1 соответственно. Однако, незначительное число книжных магазинов и соответственно книжной продукции на рынке компенсируется в студенческой среде районного города обращением к Интернету как источнику получения материалов для чтения. Исследование показало, что среди студентов  филиала Университета машиностроения в г. Рославле 43,7% студентов скачивает книги в Интернете, тогда как среди студентов смоленского вуза таких 32,1% . В то же время студенты, обучающиеся в вузе областного центра, чаще покупают книги в книжных магазинах (28,5%), чем студенты вуза, расположенного в районном городе (18,4%), что отражает особенности книжного рынка областного и районного центров (таблица 8). Устойчивость такой практики формирует традиции чтения и приоритеты. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что среди студентов вуза, расположенного в г. Рославле, 40,7%  предпочитают читать электронные книги. В вузе областного города таких 27,7% (таблица 9).

Таблица 8.

Источники получения книг, в %
Смоленский государственный университет Филиал Университета машиностроения в г. Рославле
В библиотеке 20,7 23,0
Покупаю в магазинах и на книжных рынках, в ларьках и в Интернете. 28,5 18,4
«Скачиваю» из Интернета, читаю в Интернете 32,1 43,7
Беру из своей домашней библиотеки 0,4 0,0
Беру почитать у друзей, знакомых, родственников. 16,7 12,6
Затрудняюсь ответить 1,6 2,3

Таблица 9.

 В каком виде вы предпочитаете читать? в %
Смоленский

государственный

университет

Филиал Университета

машиностроения в

г. Рославле

В бумажном виде 66,9 50,0
В электронном виде 27,7 40,7
В аудиоформате 0,7 3,7
Другое 1,3 0,0
Затрудняюсь ответить 3,4 5,6
Итого 100,0 100,0

Заключение

Сопоставление результатов проведенного социологического исследования с данными аналогичных работ социологов и культурологов, касающихся чтения российской молодежи, показывает сходство по ряду показателей. Особенности читательской культуры, отношение к чтению, читательские предпочтения, формы читательской активности, отношение к печатной книге развиваются в целом в русле общероссийских тенденций [8, 10]. Это сходство обусловлено общим социокультурным пространством, в которое включены и студенты вузов Смоленской области.

Проведенное исследование позволило выявить ряд факторов развития и трансформации чтения в региональной студенческой среде. Это учебный процесс и степень вовлеченности в него, доступность Интернета, доход, а также семья как социальная общность, формирующая культуру чтения. Наиболее заметное влияние на читательские практики студенчества оказывает Интернет, который вместе с тем нельзя считать угрозой чтению в целом или его традиционным формам. На фоне сохранения тяготения студенчества к печатным изданиям Интернет следует рассматривать как вспомогательный ресурс читательской активности, в студенческой среде непосредственно связанный с образовательным процессом и позволяющий оперативно извлекать необходимую информацию «здесь-и-сейчас». Развитие информационно-коммуникационных технологий в современном обществе приводит к диверсификации читательских практик, к формированию многоканальности чтения и гибкости форм читательской активности, реагирующей на изменения объективных требований учебного процесса и социально-экономических условий жизнедеятельности общества.