Читательские практики студенческой молодежи региональных вузов (на примере Смоленской области)
Опубликовано в журнале: Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. №12.
С целью изучения особенностей читательской активности, ее форм, читательских предпочтений и факторов, влияющих на чтение студенческой аудитории, в марте-апреле 2016 г. был проведен социологический опрос среди студентов 1 и 4 курсов академического бакалавриата Смоленского государственного университета и Университета машиностроения в г. Рославле Смоленской области. Выборка серийная (сплошной опрос внутри серий). Метод сбора первичной социологической информации – анкетирование. Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS. Инструментарий подготовлен с использованием методических разработок отечественных социологов, обращавшихся к изучению чтения. Анкета включала три блока вопросов: отношение к чтению и формы читательской активности; читательские предпочтения студенческой молодежи; источники получения книг.
Отношение к чтению и формы читательской активности студенческой аудитории
Подавляющее большинство студентов выразило положительное отношение к чтению. С утверждением «Мне нравится читать» согласился 91,1% респондентов. Незначительная часть (16,8%) студентов отметила, что чтение вызвано «производственной» необходимостью – требованиями учебного процесса (таблица 1). Не исключено, что высокий уровень положительного отношения к чтению обусловлен некоторой неискренностью ответов, связанной с методикой проведения опроса. Самозаполнение анкет в учебной аудитории могло стать причиной смещения мнения в сторону общественного мнения. Однако такое смещение показывает признание студентами позитивной ценности чтения.
Таблица 1.
Вы согласны или не согласны со следующими суждениями? в % | ||||
«Мне нравится читать» | «Я читаю потому, что этого требуют преподаватели и родители» | «Не люблю читать, скучное занятие» | «Чтение никому не нужно» | |
Согласен | 91,1 | 16,8 | 4,0 | 5,0 |
Не согласен | 8,9 | 83,2 | 96,0 | 95,0 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Чтение не является процессом, отвечающим только утилитарным интересам студенчества. Чтение побуждает к тому, чтобы делиться впечатлениями, образами, идеями после прочтения. Больше половины (67,3%) студентов обсуждает прочитанное с друзьями, каждый третий (29,7%) – с родителями, каждый десятый (11,4%) – с преподавателями. Это показывает, что культура чтения и отношение к чтению формируется под влиянием первичных групп, тех людей, отношения с которыми характеризуется меньшей социальной дистанцией по сравнению с преподавателями вузов (таблица 2).
Таблица 2.
Обсуждаете ли Вы с кем-либо то, что прочитали, или самое интересное из прочитанного, и если да, то с кем чаще всего?, в % | |
С друзьями | 67,3 |
С родителями | 29,7 |
С коллегами | 7,4 |
Обсуждаю в Интернете: в ЖЖ, блогах, на форумах и пр. | 6,9 |
С преподавателями в вузе. | 11,4 |
Другое | 1,5 |
Практически ни с кем не обсуждаю | 25,2 |
Сумма ответов превышает 100%, т.к. респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов.
Как показало проведенное социологическое исследование, у студенчества Смоленской области лидирующее место по регулярности чтения занимает Интернет. Его отметили 73,8% опрошенных (таблица 3). Это обусловлено высокой степенью вовлеченности молодежи в интернет-коммуникации [2].
Таблица 3.
Как часто Вы читаете…. в % | ||||
Книги | Газеты | Журналы | Интернет-сайты | |
Постоянно | 36,1 | 8,4 | 14,4 | 73,8 |
От случая к случаю | 59,9 | 47,5 | 67,8 | 24,2 |
Никогда | 4,0 | 44,1 | 17,8 | 2,0 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 |
Одним из факторов регулярности чтения книг является семья. С увеличением количества книг в домашней библиотеке увеличивает и доля тех, кто читает книги постоянно (таблица 4). Также среди тех, кто обсуждает прочитанное с родителями, почти половина (45,0%) студентов читают книги постоянно, тогда среди тех, кто обсуждает итоги чтения с друзьями, преподавателями вуза, на форумах в Интернете и т.д., таких студентов около трети.
Таблица 4.
Сколько приблизительно книг имеется в Вашей домашней библиотеке? в % | ||||||
Не имею книг дома | До 100 книг | 100–300 книг | 300–500 книг | 500–1000 книг | Свыше 1000 книг | |
Чтение книг | ||||||
Постоянно | 28,6 | 29,1 | 36,5 | 39,3 | 54,5 | 87,5 |
От случая к случаю | 57,1 | 66,7 | 59,7 | 60,7 | 36,4 | 12,5 |
Никогда | 14,3 | 4,2 | 3,8 | 0,0 | 9,1 | 0,0 |
Другим фактором является фактор экономический. Чем выше доход, тем большее число студентов склонны читать книги. Среди студентов из низкодоходных семей постоянно читают книги 15,4%, тогда как среди студентов из семей с высоким достатком таких 27,3%. Данная тенденция проявляется в регулярности чтения газет и журналов. Исключение составляют интернет-сайты, использование которых одинаково велико в группах с разным уровнем дохода (таблица 5).
Таблица 5.
Постоянно читают, в % | Мы едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты | На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения | Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой | Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи | Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки — квартиру, дачу и многое другое |
Книги | 15,4 | 12,5 | 38,8 | 40,2 | 27,3 |
Газеты | 7,7 | — | 5,0 | 8,5 | 36,4 |
Журналы | 7,7 | — | 8,8 | 22,0 | 18,2 |
Интернет-сайты | 92,3 | 62,5 | 63,8 | 81,7 | 92,3 |
Проведенный опрос показал, что среди опрошенных студентов лишь 22,8% за последний год стали читать больше. Треть опрошенных (32,2%) читают столько же, сколько и год назад, а чуть более трети (35,1%) стали читать меньше. 8,4% практически перестали читать, 1,5% затруднились дать ответ. Как и предполагалось, увеличение объема чтения за последний год чаще склонны отмечать студенты 1 курса (25,6%), нежели 4-го (17,8%). Это можно объяснить большей вовлеченностью первокурсников в учебный процесс по сравнению со старшекурсниками, уже прошедшими стадию ознакомления с вузом, особенностями обучения, правилами и внутренним распорядком вуза и т.д.
О роли учебного процесса в формировании целей и мотивов чтения студентов свидетельствует тот факт, что на втором месте (65,3%) среди целей чтения находится выполнение учебных заданий (Рис 1).
Рис.1. Сумма ответов превышает 100%, т.к. респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов
Меньше стали читать студенты из семей с низким доходом – 30,8%. Среди представителей богатых семей таких в два раза меньше – 18,2%. Отсутствие должной финансовой подпитки студента со стороны семьи побуждает совмещать работу и учебу [6, С. 167], что приводит к сокращению необходимого для чтения свободного времени. Это касается регулярности чтения, объема чтения и посещения библиотеки. Большинство студентов с низким доходом (42,9%) в качестве причины отказа от пользования библиотекой называют отсутствие времени, тогда как среди студентов с высоким доходом данный ответ не выбрал ни один респондент.
Читательские предпочтения студенческой молодежи
Подавляющее число студентов, принявших участие в исследовании, читают, прежде всего, художественную литературу. Второе место занимает литература, необходимая для учебного процесса. На третьем месте специальная, профессиональная литература. (Рис. 2).
Рис. 2. Сумма ответов превышает 100%, так как респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов.
В структуре предпочтений художественной литературы тройку лидеров составляют: классическая русская литература, фантастика и классическая зарубежная литература (Рис. 3).
Рис. 3. Сумма ответов превышает 100%, так как респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов.
Среднее количество книг художественной литературы, прочитанных студентами за последние три месяца, составило 2,5. Сравнение этого показателя по курсам показывает, что на первокурсника в среднем приходится 2,6 книги художественной литературы, прочитанных за последние три месяца, а на студента четвертого курса – 2,1. Данное различие обусловлено особенностями учебного процесса. В конце учебного года, когда проводился опрос, чтение студентов четвертого курса фокусируется на научной литературе, необходимой для подготовки к защите выпускной квалификационной работы.
Результаты проведенного опроса показывают, что большинство студентов (62,4%) предпочитает читать печатные издания. Электронный формат назвали около трети респондентов (31,2%). Аудиформат выбрали 1,5%, другие виды чтения – 1,0%, затруднились с выбором приоритетов – 4,0%.
По сравнению с электронной преимущества печатной книги студенты смоленских вузов видят в ее эргономичности и психологическом комфорте, который доступен такому виду чтения. Для 33,2% респондентов бумажная книга удобнее электронной. 31,8% подчеркнули, что книгу в бумажном виде приятно держать в руках, для 17,1% бумажная книга привычнее электронной. 13,8% обосновали предпочтения печатной книги вредом чтения электронной книги для здоровья, 2,3% студентов выбирают бумажную книгу, когда невозможно найти необходимую литературу в электронном виде. Другие причины указали 1,8%.
Выбор электронной книги обусловлен преимущественно прагматическими интересами студенчества и в меньшей степени психологическим удовольствием от электронного чтения. Половина опрошенных студентов отметила, что электронное чтение более доступно (52,1%). Четвертая часть удобство электронной книги видит в том, что она занимает немного места (24,5%). 14,9% отдают предпочтение электронной книге, если нет возможности найти книгу в печатном виде. Менее десяти процентов (6,4%) отметили удобство электронной книги, 2,2% затруднились ответить.
Однако, если говорить не о предпочтениях, а о практике чтения, картина меняется. Половина студентов (49,5%) в течение последнего года постоянно читала не печатные издания, а книги и материалы на компьютере, планшете, е-ридере (таблица 6).
Таблица 6.
Как часто вы в течение последних 12 месяцев в свободное время читали… в % | ||||
Книги, другие материалы отпечатанные типографским образом? | Копии книг, другие материалы отпечатанные на принтере, на ксероксе? | Книги, другие материалы на компьютере, планшете, е-ридере? | Слушали аудиокниги? | |
Постоянно | 30,2 | 8,9 | 49,5 | 7,9 |
Время от времени | 57,4 | 33,2 | 38,6 | 29,2 |
Никогда | 7,4 | 40,1 | 5,4 | 52,5 |
Затрудняюсь ответить | 5,0 | 17,8 | 6,4 | 10,4 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таким образом, студенческая молодежь ориентирована на традиционные носители информации для чтения, а в реальности практикует чтение с электронных носителей, что связано с учебным процессом, требующим ежедневного ознакомления с учебной и научной литературой при подготовке к занятиям, а также необходимостью оперативного поиска материала в образовательных целях. В такой ситуации свободный (везде, в любое время суток без ограничений) доступ к информации через Интернет представляется более привлекательным, нежели посещение библиотеки или книжного магазина. Последнее требует больших по сравнению с онлайн-чтением временных и финансовых затрат. Расхождение между привлекательностью печатных изданий и практикой использования электронных носителей также можно объяснить существующим у современного читателя опытом «поверхностного» онлайн-чтения поисково-справочного характера. Подобная практика не позволяет рассматривать чтение электронной литературы как серьезный и глубокий процесс и препятствует развитию соответствующих навыков чтения [12].
Источники получения книг
Среди источников получения книг у более половины студенческой аудитории лидирует Интернет. На вопрос «Где Вы обычно берете книги, которые Вас интересуют?» 57,9% респондентов выбрало ответ «Скачиваю» из Интернета, читаю в Интернете». На втором месте покупка книг (42,6%). Библиотека оказалась на третьем месте. Ее назвали 35,1% студентов. (Рис. 4).
Рис. 4. Сумма ответов превышает 100%, так как респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов.
Интернет как источник получения книг является основной причиной отказа студентов Смоленской области от пользования библиотекой. 35,4% опрошенных студентов назвали более предпочтительной возможность скачивания книг из Интернета, чтение в Интернете. Покупка книг как альтернатива библиотеке упоминается 16,2% респондентов. (Рис. 5).
Рис. 5.
Следует обратить внимание на то, что каждый пятый (20,8%) студент затруднился дать ответ на вопрос о причинах отказа от обращения в библиотеку. Вероятно, библиотека находится вне поля зрения этой части студенческой аудитории, не способной сформулировать четкую позицию по данному вопросу, что отвечает тенденциям утраты интереса к массовой библиотеке в постсоветский период развития российского общества [3, 4].
Библиотеки перестают быть центрами чтения, возникает вопрос об их модернизации, о превращении библиотек в культурно-информационные центры, о разработке маркетинговых стратегий привлечения читателей, коммерциализации библиотечных услуг, внедрении новых информационно-коммуникационных технологий и дигитализации библиотечных фондов [3, 5, 9]. С развитием Интернета и его распространением библиотеки становятся местом, которое посещают в том случае, когда читательские запросы студентов не в полном объеме могут быть удовлетворены посредством обращения к онлайн-материалам. Это в первую очередь студенческая учебная и научная деятельность. В то же время в условиях обострения экономических проблем библиотека становится средством удовлетворения читательских потребностей студентов из менее обеспеченных семей, которые не всегда имеют возможность купить нужные книги или использовать более продвинутые и соответственно более дорогие гаджеты, позволяющие компенсировать работу в ситуации отсутствия персонального компьютера. Так, среди студентов из малообеспеченных семей, четверть (26,1%) берет интересующие их книги в библиотеке, тогда как среди студентов из семей с высоким доходом – 11,8%.
У большинства респондентов (82,%), которые покупают книги, основное место покупки – это различные по размерам книжные магазины (небольшие книжные магазины – 39,5%, крупные книжные магазины, супермаркеты – 43,0%). Лишь 14,0% студентов покупает книги в Интернет-магазинах. В отличие от интернет-покупки посещение книжного магазина предполагает «контакт» с книгой. В магазине книгу можно подержать в руках, полистать, почитать, и, ознакомившись с тем или иным изданием, сделать необходимый выбор. Поэтому две трети приобретаемых книг в книжных магазинах являются незапланированной заранее покупкой [7, С. 43].
Ограничивающим покупку студентами книг является экономический фактор. Если среди студентов из малообеспеченных семей покупают книги 17,4%, то среди студентов из семей с высоким достатком таких почти вдвое больше – 29,4%. При этом скачивают из Интернета примерно равное число студентов из указанных двух групп, выделенных по доходу — 39,1% и 41,2% соответственно (таблица 7).
Мы едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты | На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения | Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой | Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи | Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки — квартиру, дачу и многое другое | |
Где Вы обычно берете книги, которые Вас интересуют? в % | |||||
В библиотеке | 26,1 | 15,4 | 24,6 | 20,7 | 11,8 |
Покупаю в магазинах и на книжных рынках, в ларьках и в Интернете. | 17,4 | 15,4 | 25,4 | 27,4 | 29,4 |
«Скачиваю» из Интернета, читаю в Интернете | 39,1 | 30,8 | 30,6 | 37,8 | 41,2 |
Беру из своей домашней библиотеки | 0,1 | 0,0 | 0,7 | 0,0 | 0,0 |
Беру почитать у друзей, знакомых, родственников. | 13 | 38,4 | 14,9 | 14,1 | 17,6 |
Затрудняюсь ответить | 4,3 | 0 | 3,8 | 0 | 0 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Преодоление сдерживающего действия экономического фактора становится возможным благодаря Интернету, который компенсирует негативные тенденции на книжном рынке, возникающие вследствие кризисных явлений в экономике. В условиях роста цен на книжную продукцию удовлетворение запросов читающей публики осуществляется посредством диверсификации читательских практик, одной из форм которой является переориентация на онлайн-чтение. Помимо этого Интернет нивелирует различия в практиках чтения у студентов, обучающихся в вузах областного и районного центров. Предполагалось, что на чтении студентов филиала московского вуза в г. Рославле Смоленской области должно сказываться слабое развитие книжного рынка районного города, вызванное более низким уровнем доходов населения и малочисленностью групп, испытывающих потребность в активном чтении и покупке книжной продукции. По данным сервиса «Яндекс.Карты», в г. Смоленске насчитывается 19 стационарных книжных магазина, в г. Рославле — 3. Результаты поиска в maps.google.ru показывают меньшее число — 15 и 1 соответственно. Однако, незначительное число книжных магазинов и соответственно книжной продукции на рынке компенсируется в студенческой среде районного города обращением к Интернету как источнику получения материалов для чтения. Исследование показало, что среди студентов филиала Университета машиностроения в г. Рославле 43,7% студентов скачивает книги в Интернете, тогда как среди студентов смоленского вуза таких 32,1% . В то же время студенты, обучающиеся в вузе областного центра, чаще покупают книги в книжных магазинах (28,5%), чем студенты вуза, расположенного в районном городе (18,4%), что отражает особенности книжного рынка областного и районного центров (таблица 8). Устойчивость такой практики формирует традиции чтения и приоритеты. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что среди студентов вуза, расположенного в г. Рославле, 40,7% предпочитают читать электронные книги. В вузе областного города таких 27,7% (таблица 9).
Таблица 8.
Источники получения книг, в % | ||
Смоленский государственный университет | Филиал Университета машиностроения в г. Рославле | |
В библиотеке | 20,7 | 23,0 |
Покупаю в магазинах и на книжных рынках, в ларьках и в Интернете. | 28,5 | 18,4 |
«Скачиваю» из Интернета, читаю в Интернете | 32,1 | 43,7 |
Беру из своей домашней библиотеки | 0,4 | 0,0 |
Беру почитать у друзей, знакомых, родственников. | 16,7 | 12,6 |
Затрудняюсь ответить | 1,6 | 2,3 |
Таблица 9.
В каком виде вы предпочитаете читать? в % | ||
Смоленский
государственный университет |
Филиал Университета
машиностроения в г. Рославле |
|
В бумажном виде | 66,9 | 50,0 |
В электронном виде | 27,7 | 40,7 |
В аудиоформате | 0,7 | 3,7 |
Другое | 1,3 | 0,0 |
Затрудняюсь ответить | 3,4 | 5,6 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
Заключение
Сопоставление результатов проведенного социологического исследования с данными аналогичных работ социологов и культурологов, касающихся чтения российской молодежи, показывает сходство по ряду показателей. Особенности читательской культуры, отношение к чтению, читательские предпочтения, формы читательской активности, отношение к печатной книге развиваются в целом в русле общероссийских тенденций [8, 10]. Это сходство обусловлено общим социокультурным пространством, в которое включены и студенты вузов Смоленской области.
Проведенное исследование позволило выявить ряд факторов развития и трансформации чтения в региональной студенческой среде. Это учебный процесс и степень вовлеченности в него, доступность Интернета, доход, а также семья как социальная общность, формирующая культуру чтения. Наиболее заметное влияние на читательские практики студенчества оказывает Интернет, который вместе с тем нельзя считать угрозой чтению в целом или его традиционным формам. На фоне сохранения тяготения студенчества к печатным изданиям Интернет следует рассматривать как вспомогательный ресурс читательской активности, в студенческой среде непосредственно связанный с образовательным процессом и позволяющий оперативно извлекать необходимую информацию «здесь-и-сейчас». Развитие информационно-коммуникационных технологий в современном обществе приводит к диверсификации читательских практик, к формированию многоканальности чтения и гибкости форм читательской активности, реагирующей на изменения объективных требований учебного процесса и социально-экономических условий жизнедеятельности общества.